ГлавнаяРегистрацияВход Страна закона
Суббота, 18.05.2024, 14:18
Форма входа
Меню сайта

Категории каталога
Дедовщина [4]
Самоубийства солдат [1]

Сайты-союзники

Главная » Статьи » Армия » Дедовщина

Исследование дедовщины (Часть 2)

Истоки дедовщины в российской (советской) армии

(Часть вторая)

Полный текст статьи в запакованном виде находится здесь


Устойчивость дедовщины и роль офицерского корпуса.

Возможные меры устранения дедовщины..

Приложение.

Кампания по борьбе с дедовщиной в перестройку.

Возможные методы борьбы с дедовщиной.

Дедовщина, солидарное и либеральное общество.

Армия как модель обычного коллектива.

Использованные внешние источники.


Устойчивость дедовщины и роль офицерского корпуса

Известно, что дедовщина процветала потому, что ее молчаливо одобряла большая часть офицерского состава. Почему же так стало происходить? В связи с общей тенденцией к отпусканию гаек, демократизации и гуманизации управления обществом, у офицеров оставалось все меньше и меньше методов и возможностей заставить солдат выполнить приказ и вообще поддерживать дисциплину. (Сегодня, кстати, тенденции сохраняются: недавно в армии отменили губу, то есть она осталась, но сажать можно только по решению суда). Поэтому офицеры, чтобы выполнить свою задачу, вынуждены были негласно поощрять дедовщину, т.к. деды могли применять такие методы поддержания дисциплины, которые были офицерам недоступны. Эта система оказалась чрезвычайно живучей, т.к. еще более углубляла уже и без дедовщины существовавшую схему: А.Зиновьев пишет: "Если некоторая категория людей имеет какие-то привилегии сравнительно с другой категорией людей, более низкого уровня в социальной иерархии, она ради сохранения этих своих привилегий готова мириться с тем, что имеются категории людей, занимающие более высокое положение в социальной иерархии и обладающие привилегиями более высокого ранга. Этот закон объясняет тот факт, что главными защитниками существующего общественного устройства являются не высшие и даже не средние слои, а слои, слегка возвышающиеся над самыми низшими (подобно тому, как армейская дисциплина поддерживается не столько старшими офицерами и генералами, сколько сержантами и младшими офицерами)" (Зиновьев А. "Желтый дом").
Сам офицерский корпус претерпел ряд изменений косвенно способствующей указанной тенденции.

В 70-80-х годах офицеры и прапорщики, имевшие непосредственное общение с личным составом были уже из тех, кто родился после войны, т.е. уже не были свидетелями тяжких лишений. Как раз в это время служить в армии стало выгодно. Т.е. кто-то шел в училища по призванию и т.п., но появилась масса молодых людей, которые стали рассматривать военную карьеру, как приличное обустройство в жизни: платили неплохо; выход на пенсию к 45 годам; возможность получать в дальнейшем и военную пенсию, и зарплату; по выходу на пенсию многих обеспечивали жильем.
При этом напрягаться многие уже не хотели. Так, к примеру, один прапорщик (комвзвода) откровенно поделился, почему он приветствует и поддерживает дедовщину. «Мне выгодна дедовщина. Для меня что главное? Чтобы порядок был и чтобы все выполнялось четко и в срок. Я спрошу с дедов, а они пусть с молодых требуют. Не смогут - будут сами ...ться. Так мне надо всех контролировать, а так - только дедов».

Для попытки создания репрезентативной выборки были опрошены совершенно разные люди, служившие в разное время, в разных частях и регионах. Все без исключения опрошенные (возраст от 20 до 45 лет) говорили, что дедовщина создается, поддерживается и всячески стимулируется именно офицерами. Данный опрос полезен для понимания сути явления, но надо иметь в виду одну поправку. Если такой опрос проводится среди бывших солдат срочной службы, то велика вероятность, что они буду винить в дедовщине исключительно одних офицеров. Никто не хочет признаваться, что сам поддался искушению стать дедом, всегда легче свалить вину на кого-либо другого (на офицеров, государство, партию и т.п.).

Более интересны опросы среди самих офицеров. Так, например, один опрошенный офицер просто не мог понять, чем возмутительна дедовщина! Он совершенно искренне не понимал, почему для солдат унизительно чистить очко зубной щеткой. Он говорили: "Я чистил, пусть теперь другие почистят". Мол ничего страшного! Казалось бы наоборот, "я чистил, когда был солдатом, меня унижали, но теперь я полковник, а потому должен хотя бы попытаться искоренить это зло." И этот полковник не стеснясь рассказывал, что равнодушно взирал, как недавний призывник своей зубной щеткой моет полы. Для этого офицера такое положение вещей - школа мужества.

Таким образом, главная причина устойчивости дедовщины (но не причина ее возникновения!) – поддержка офицеров. Вследствие демократизации общества и деградации механизмов управления у офицеров были резко сужены возможности поддержания порядка и дисциплины. Поэтому офицеры стали негласно поощрять дедовщину как неуставной метод поддержания порядка – “деды” использовали для этого средства, недоступные офицеру. Сыграло свою роль и разложение самого офицерского корпуса – второй причиной поддержки дедовщины стало нежелание офицеров напряженно заниматься воспитанием и обучением солдат. Этим стали заниматься “деды”.

Возможные меры устранения дедовщины

В настоящее время цепь причинно-следственных связей, обеспечивающих устойчивость дедовщины, проста и выглядит следующим образом:


Первый стабилизирующий фактор дедовщины – попустительство высшего руководства – при сущестующем в России политическом режиме в принципе неустраним. Поэтому все меры по борьбе с дедовщиной имеет смысл обсуждать только в предположении, что к власти пришло правительство “народных патриотов”, всерьез обеспокоенных проблемой оздоровления армии.

Тогда главной проблемой становится поддержка дедовщины офицерами. Следовательно, к успеху приведет только та система мер, которая сделает невыгодной для офицеров поддержку дедовщины. Тогда офицеры сами без чьей-либо помощи сведут дедовщину к нулю. Именно в этом, и только в этом, лежит ключ к решению проблемы дедовщины.

Обсуждение конкретных мер борьбы с дедовщиной, имевшее место в ходе семинара, приведено в Приложении.

Приложение

В данном разделе собраны некоторые рассуждения, которые не вошли в окончательную редакцию документа. Полагаю, что они тоже будут интересны читателю.

Кампания по борьбе с дедовщиной в перестройку

В 1985-88 годах в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Одним из ярчайших проявлений ее был выход в свет повести Ю.Полякова "Сто дней до приказа". Сам автор позиционировал свою работы как повесть скорее "за армию", чем "против". Так оно на самом деле и было (не зря же генерал Волкогонов активно запрещал ее). Но использовали эту повесть нечистоплотные демократы в струе своей общеразрушительной кампании (сам Поляков это потом с горечью признает). Фильм, снятый по повести, вообще мало похож на оригинал. Потом появились и другие произведения об армии, например, повесть С.Каледина "Стройбат" - это уже был откровенный пасквиль, где армия изображалась как тюремная зона. Но даже и до этого кампания в прессе сделала свое дело. В среде призывной молодежи был просто панический страх перед дедовщиной, переходящий в психоз. Так, например, некоторые призывники на полном серьезе собирались проситься добровольцами в Афганистан, лишь бы не сталкиваться с дедовщиной (считалась, что там ее нет). В результате, похоже, возник интересный феномен. Чем большее время поколение молодежи подвергалась на гражданке подобной психологической промывке мозгов, тем более податливо оно оказывалось к дедовщине, то есть призыв 89-го более был склонен к подчинению дедам, чем призыв 87-го[6]. Хотя, возможно, общий уровень дедовщины под давлением кампании в прессе все же и понизился.

Возможные методы борьбы с дедовщиной

Методы борьбы с дедовщиной естественно вытекают из анализа причин, ее порождающих. Например, альтернативой снижения солидарности советского общества явилось бы ее укрепление. Дедовщина - во многом связна с ослаблением официальных властных структур и замещением их неофициальными, соответственно и одна из мер борьбы - это усилению официального механизма управления. Однако понятно, что эти проблема более сложного порядка, чем просто борьба с дедовщиной.

Что же касается практических шагов, которые можно было бы предпринять вне зависимости от общественного устройства, то обычно предлагаются следующие варианты борьбы с дедовщиной[7]:

1. Занять солдат делом, так чтобы не оставалось времени на то, чтобы "резвиться" старослужащим и молодым. В отсутствие войны сложно подобрать такое дело для армии (чтобы избежать покраски травы - надо опять же сменить/перевоспитать офицерский корпус).

Проблемы:

- где взять офицеров, которые займут людей делом

- будет ли этого достаточно для устранения дедовщины

2. Выделить каждому молодому солдату персонального наставника из старослужащих, который отвечает за любые его действия/состояние. Якобы, подобная практика существует в США и называется "бадди систем" (можно перевести как система боевого товарищества).

Проблемы:

- цель командира - боеготовность части, а не контроль за состоянием лиц бойцов, соответственно в этом сейчас причина поощрения/попустительства офицеров дедовщине (деды обеспечивают боеготовность и порядок),

- кто проконтролирует, какими средствами старослужащий будет осуществлять свое наставничество,

- будут ли офицеры заинтересованы в осуществлении такого наставничества, или будут попустительствовать наличию личных рабов у старослужащих,

- дедов в части всегда меньше, чем молодых разных сроков службы (четверть личного состава дедов против трех четвертей черпаков, шнурков, духов и т.д.) кого будем закреплять за отслужившими полгода, когда их наставники-деды уволятся? Или каждого деда закреплять за тремя-четырьмя молодыми солдатами?

3. Увеличить в частях число офицеров (ввести институт сержантов/сверхсрочников) (для повышения контроля за солдатами)

Проблемы:

- в армии и сейчас 1 офицер на 3 солдат, больше чем в других армиях (в которых есть сержанты или унтера)

- большие временные затраты

- большие финансовые затраты

- основная проблема - где взять офицеров/сержантов, не поощряющих дедовщину

4. Ввести независимые от командиров частей органы надзора, чтобы туда могли жаловаться (прокуроры, комиссары и т.д.)

Проблемы:

- большие финансовые затраты, новая бюрократическая структура со своими следователями, штатом и т.д.

- поощрение "стукачества"

- независимые от армии структуры будут искусственно раздувать случаи дедовщины, игнорируя требования боевой подготовки (когда принуждение солдата к выполнению долга (тренировать мускулы после отбоя) дедом будет расцениваться как проявление дедовщины - с клеветой,оговором и т.д.)

5. Разрешить дуэли как средства оздоровить армию, поднять престиж военнослужащих, устранить дедовщину, сделать армию непривлекательной для подонков и карьеристов:

Проблемы:

- Большинство призывников боятся противостоять дедам, будут бояться и вызвать их на дуэль. Трудно определить, способен молодой солдат, будучи загнан в угол издевательствами, преодолеть свой страх/непротивленчество или нет.

- Большая физическая/профессиональная подготовленность старослужащих превратит дуэль в банальное убийство

- Дуэли, даже если будут разрешены в среде офицерства только приведут к выбиванию квалифицированных кадров и будут запрещены по тем же мотивам, что Ришелье запрещал дуэли дворянства

- Кто будет контролировать поединки и соблюдение правил вызова на дуэль?

6. Формирование подразделений из военнослужащих одного срока службы. (Якобы в ФРГ была та же ситуация с неуставными отношениями. Поступили очень просто: стали формировать войсковые подразделения (ну скажем взвод, роту) из солдат одного призыва, а руководили ими сержанты-"сверхсрочники". И неуставные отношения сошли почти на "нет", хотя какие-то элементы остались, но очень незначительные).

Проблемы:

- прослойку сверхсрочников надо делать огромную, чтобы обеспечить преемственность специалистов при увольнении в запас практически всей части

- возможна замена дедовщины другими аналогами, например, землячеством, не имеющим плюсов дедовщины, но имеющим все её минусы да ещё своих отрицательные стороны у землячества хватало. Этот эксперимент проводился в 70-80 годы в армии в некоторых частях.

7. Переход на полностью профессиональную наемную армию.

Проблемы:

- большие финансовые затраты

- будет ли такая армия боеспособной в условиях реальной опасности

Обсуждение проблем наемной армии является отдельной темой и выходит за рамки данного исследования.

Общим недостатком предлагаемых методов является неучет основного стабилизирующего фактора дедовщины – поддержки офицерами.

Дедовщина, солидарное и либеральное общество

Некоторые оппоненты солидарного общества выдвигают тезис о том, что любое солидарное общество, построенное в наше время, с неизбежностью самоорганизуется на принципах дедовщины в Советской Армии, т.к. дедовщина отвечает каким-то неосознанным стремлениям к формированию определенных общественных структур в этих условиях.

Все это, конечно, неправда. Явления, сходные с дедовщиной, одинаково характерны как для солидарного, так и либерального общества. В то же время нельзя сказать, что либеральное общество более склонно к явлениям дедовщины, чем солидарное. Снижение степени солидарности советского общества привело к появлению дедовщины не прямо, а косвенно, через довольно сложный комплекс причинно-следственных связей.

Армия как модель обычного коллектива

Несомненно, армия (особенно призывная) - это в какой то мере слепок общества, даже в некотором смысле пародия, карикатура, где многие проблемы и болезни общества (сегодняшние и даже завтрашние) проявляются в чистом, незамаскированном, в гиперболизированном виде.

Однако не стоит полностью отождествлять армию и общество и спешить сделать вывод о том, что дедовщина в солидарном обществе - закономерность, как в армии. Сама по себе армия никакого отношения не имеет к солидарному обществу. Армия в принципе антидемократична. Там могут быть элементы солидарности, но не они правят балом. Главное - единоначалие и неукоснительное выполнение приказов.

Вернее было бы вести беседу в русле, что в армии так или иначе отражаются многие общественные проблемы, включая пороки. Ведь армия - это большая социальная группа, один из рычагов государства, обладает чертами корпоративности, но еще не коллектив. Да, слепок с общества, а слепок – это еще не оригинал. В слепке "лепиться" может что угодно, как реальные, так и самые «извращенные» формы и отношения.

Армия не может быть признана обществом из-за значительных различий с тем, что мы обычно подразумеваем под обществом. Например, армия не должна устойчиво воспроизводится самостоятельно. Выживание армии не зависит от ее структуры. Армия организована не "изнутри", а "снаружи". Есть и другие глобальные отличия.

Армейский коллектив также существенным образом отличается от трудового коллектива в общем смысле. Отношения в трудовом коллективе складываются естественным образом. Собственно, трудовой коллектив - это самая обычная и нормальная среда общения. Поэтому по нему и можно в какой-то степени судить об обществе. А в армии все функционально важные отношения регламентированы. В идеале, личные отношения между военными вообще не должны влиять на это "сообщество". В этом и заключается смысл устава. Для обычного же общества эта ситуация не нормальная.

Если утрировать, то можно сказать, что коренное отличие армии от трудового коллектива - это совершенная несвобода военного. Солдат должен выполнять приказ, а всего остального он делать не должен. Ни коллектив, ни общество по такому принципу существовать не могут.

Осторожно стоит также сравнивать армию и школу. Там как бы разные "императивы поведения". В армии главное - выполнить приказ. И вся структура армии на это направлена. Воплотить волю главнокомандующего в последнем солдате, быть отлаженным механизмом - вот функция армии.

Задача ученика в школе - получать знания. Школа это не механизм, и не конвейер, она не предназначена для реализации воли единого командира. Правила, которым ученик подчиняется в школе, направлены не на подавление личности, как в армии, а на ее развитие. И отношения учителя с учеников в идеале именно, что должны учитывать особенности каждого ученика. в этом полная противоположность армии. В идеале учитель как раз должен досконально знать каждого ученика. В итоге, армия, как система, стремиться к устранению всякой роли личности, но вынуждена терпеть ее. А школа - стремиться к максимальному вниманию к личности, но вынуждена идти на коллективность со всеми вытекающими, иначе учителей не напасешься.

Список участников семинара, обсудивших данную проблему

Семинар проводился на базе Интернет-форума "Обсуждение работ С.Г.Кара-Мурзы с его участием (о ситуации в России)" http://web.referent.ru/nvz/forum Приведены Ники (в интернет), которые лишь в некоторых случаях совпадают с реальными именами и фамилиями.

C.КАРА-МУРЗА, Виктор, Almar, Pout, Георгий, quest, Дмитрий Кобзев, Баювар, Silver1, Максим, Игорь, Добрыня, Ф. Александер, Микола З., Flashpoint, VladT, Скептик, И.Пыхалов, Айша, Gera, VVV-Iva, self, Colder, Товарищ Рю, Александр, А.Б., Дмитрий Ниткин, user, Anthony, Fox, Begletz, Ростислав Зотеев, Yuriy, Михаил Едошин, miron, alex~1, Афанасий.

июль 2002 года

Использованные внешние источники


Андрей Кузнецов МОРДОБОИ КАК ОСНОВА ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (НГ—НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ 11.02.95)


М.Т. Дьячок СОЛДАТСКИЙ БЫТ И СОЛДАТСКОЕ АРГО (Русистика. - Берлин, 1992, № 1. - С. 35-42) http://www.philology.ru/linguistics2/dyachok-92.htm


Форум ВИФ-2 http://web.referent.ru:2003/nvk/forum/

Максим РАДОВ "Полезная дедовщина", Слово № 48 (366) 26.11.1999 http://slovo.odessa.ua/366/5_4.html

Александр ОЧЕРЕТНИЙ "Дедовщина" Белорусская деловая газета № 924 22.02.2001 http://bdg.press.net.by/2001/02/2001_02_22.924/924_10_1.shtml

Станислав Дединский "ПУТИН И ДЕДОВЩИНА"

http://www.politcom.ru/spec_theme4.php



[1] Перефразируется известный лозунг позднесоветского времени "Профсоюзы - школа коммунизма".

[2] Только если очень сильно копаться в архивах, можно найти похожие эпизоды. Так материалах военного трибунала говорится о неуставных отношениях бойцов 3-й роты 1-го полка 30-й дивизии Красной Армии, основанных не на старшинстве в званиях, а на продолжительности времени, проведенного на службе (1919 год). Тремя «дедушками» был до смерти забит красноармеец Куприянов Ю. И., 1901 г.р., уроженец Балаковского уезда Саратовской губернии, за отказ выполнять приказание «дедов». Приговор трибунала в соответствии с законами военного времени был суров: расстрел).

Из истории царской армии: Знаменитый лейтенант Шмидт, до того как прославиться на крейсере "Очаков", во время обучения в военном училище создал и возглавил восстание против гнета старшекурсников, издевавшихся над младшими курсами.

В армиях Запада: В начале девяностых проскочил сюжет на нашем ТВ. На штатовском корабле старослужащие MARINES устроили дедовщину, какой и у нас никогда не было. Скрытая камера засняла трогательную сцену в кафелированном гальюне: пять-шесть старослужащих производили в "солдаты" молодняк. Следующим образом: значок военнослужащего с длинной иглой (что бы крепче держался, когда придётся драпать из какой-нибудь миротворческой операции, надо полагать) со всей дури прибивали прямо к груди новобранца-контрактника (и вообще - свободного человека). Вкалывали его прямо до кости. Продолжалась эта традиция долго. Кто-то стуканул - ну и раскрутили. Потом, кстати, диктор добавил примерно следующее: по сообщениям чего-то там проблема неуставных взаимоотношений стоит в американской армии достаточно остро. Это в США называется hazing. Т. е. жестокий ритуал. Встречается не столько в армии и флоте, сколько в студенческих братствах типа Фи Бета Каппы и т. п. Смысл ритуала - символический. Новичок демонстрирует как бы готовность стерпеть боль (и в какой-то степени унижение), чтобы приобщиться к избранным. Американский фильм о проблемах дедовщины - "A few good men", "Несколько хороших человек". Похожие на дедовщину явления были, например, в английских частных школах, типа Итона. У Roald Dahl есть рассказ на эту тему, в основе которого - его собственные воспоминания. Личное обслуживание старших, физические наказания, но у них это было отчасти легализовано.

[3] Правые психологи пытаются подвести под это солидную теоретическую базу: "Подобной ситуации, - говорит Алексей Рощин, - можно дать такое сравнение. Группа людей остается в камере, где очень мало воды. Людям приходиться выбирать: либо все пьют по очень маленькой дозе, полстакана в день на протяжении двух лет, испытывая постоянные муки жажды, либо какое-то время перебиваются, как могут, мыкаются, как придется, а уж потом пьют вволю. Что предпочтет человек в такой ситуации? Как ни странно, второй вариант. Пусть я помучаюсь - год или полтора, но уж потом оттянусь".

Происходит естественное разделение: выполнение самых неприятных обязанностей достается определенной части группы - в данном случае новобранцам. Между членами группы устанавливает негласное соглашение. Вместо ситуации мертвящей статики, - утверждает Рощин, - предлагается ситуация четкой и справедливой динамики. На этом и строится дедовщина. Важно, чтобы соблюдался принцип ротации. Если какую-то часть группы загнать в нижнее положение и не оставить ей ощущения перспективы, то она, естественно, взбунтуется. Произойдет то, что на зоне называется <беспредел>. И здесь необязательно деление по сроку службы. В данном случае срок службы - простой и всем понятный признак, который объединяет всех участников группы. В отличие от тюрьмы, которая представляет собой структуру с длинным периодом обновления, в армии этот период короткий. В армии сроки у всех одинаковые, поэтому обновленческая структура здесь выстраивает очень быстро.

[4] Менее важно, но все-таки следует учитывать, что это, к сожалению, часто является проблемой именно для русских, в смысле худшей организации технологии управления, если нет очевидных разграничений и принуждений

[5] Следует отметить, что "деградация управленческих механизмов общества" и "демократизация общества и ослабление дисциплины" имели и иные первопричины, помимо "снижения степени солидарности советского общества". Так демократизация и "ослабление гаек" была в какой то мере вынужденной демонстративной уступкой Западу в ходе холодной войны, а деградация управленческих механизмов общества связана также и со значительным усложнением самого управляемого механизма.

[6] В прессе приводились данные социологических опросов, проведенных в 90-х годах. они свидетельствуют: подавляющее большинство опрошенных утверждали, что перед призывом они имели четкое представление о «дедовщине», вариантах и формах ее проявления. Среди только что призванных в армию солдат, которые еще не смогли столкнуться с подобными традициями, около 21% ничего не имели против «дедовщины», считая ее проявления своеобразным гарантом армейского порядка и дисциплины.

[7] В тему: как всегда, правые силы отличаются популистскими предложениями: в 2001 году депутат нижней палаты парламента Александр Баранников в соавторстве с четырьмя коллегами (от СПС Владимир Коптев-Дворников и Владимир Семенов, Александр Шишлов от "Яблока" и Владимир Лысенко от "Регионов России") внес в Думу законопроект об отмене весеннего призыва в вооруженные силы. По их мнению одноразовая "мобилизация" имеет кроме всего прочего следующий плюс. При таком раскладе смогут одновременно проходить службу молодые люди только лишь двух призывов вместо четырех, как было раньше. Это, как считают депутаты, выбьет базу из-под дедовщины.


Полный текст статьи в запакованном виде находится здесь


Источник: http://www.situation.ru/app/rs/mater/dedov/Dedovschina.htm
Категория: Дедовщина | Добавил: Nikoper (15.03.2008)
Просмотров: 4785 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Поиск
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz